Черный Buick - автомобиль – легенда.

Черный Buick - автомобиль – легенда.

Никто точно не знает, когда люди начали воевать между собой. Известно только то, что уже  на протяжении многих веков то там, то тут вспыхивают междоусобные войны. А это значит, что всегда будут победители и побежденные. Победители въезжали в города на белом коне. Но это было в далекие–предалекие времена. Потом человеческий ум развивался, совершались новые открытия, и, наконец, человечеству был подарен автомобиль. Это повлекло за собой изменение некоторых традиций. Так, например, 9 мая 1945 года советский полководец въехал в освобожденную Прагу не на белом коне, а уже на черном Buick.  Через некоторое время (7 декабря 1996 года) на бампер того самого автомобиля была повешена жестяная табличка «Мотор». С виду – обычный Buick, американский седан высшего класса: до представительского класса не дотягивает, так как не имеет в салоне перегородку. А еще Рядная восьмерка под двухметровым капотом, руль огромных размеров – и никаких чудес техники, даже для того времени.  Имеет этот автомобиль  имеет свою яркую, особенную историю. Модель была выпущена в 1938 году. С весны 1945 года автомобиль принадлежит нашим соотечественникам. Первым владельцем автомобиля, который сейчас считается раритетным, был генерал-полковник, а позже маршал бронетанковых войск Павел Семенович Рыбалко, дважды Герой Советского Союза. Незаурядная личность, незаурядный автомобиль. Но вернемся к истории – в далекий 1945 год. Как известно, последним форпостом немецких войск был не Берлин, а Прага. Боевые действия в Чехословакии продолжались и после капитуляции Германии. Точка в войне была поставлена пражской операцией войск 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов против немецких групп армии «Центр» и «Австрия» 6-11 мая 1945 года.

Утром 9 мая части 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко, совершив ночной 80-километровый бросок, с ходу ворвались в Прагу. В этот же день въехал в город и  командарм. Но не на белом коне. И даже не на танке. А на черном Buick Special, взятом в «плен» под Берлином за несколько дней до этого. Окруженный толпой ликующих пражан, Buick с генералом проехал по центру города. Далеко не каждому победителю дано так въехать в город. И уж точно не каждому автомобилю. Уже поэтому можно считать данный экземпляр историческим персонажем. Но это еще не все. Машина, как говорят сейчас, несет в себе энергетику самых светлых человеческих чувств, которые испытывали жители Праги к своим освободителям. Хронику того дня все много раз видели в кино. Этой машине повезло: она стала свидетелем счастья тысяч людей и буквально аккумулировала их восторг. Возможно, этот факт послужил причиной  тому, что рядом с машиной становится тепло. Специалисты по биоэнергетике говорят, что некоторые предметы способны излучать такую энергию вечно. После этого, машина не раз меняла своих владельцев. Их список ведется не с 1938-го, а с мая 1945 года – в войну было не до документов. Достоверно известно, только то, что в 1948 году, незадолго до смерти, Рыбалко подарил Buick своему другу. А тот, в 1979 году, уступил машину одному московскому автоколлекционеру за 4500 рублей. Почти 10 лет потребовалось для воссоздания первоначального внешнего вида. После этого, в начале 90-х,  Buick «снялся» в художественных фильмах «Сталин» и «Коул-Бешеный пес». В 1996 году автомобиль снова сменил своего владельца. Машину ждет основательная реставрация. К счастью, все аутентичные детали сохранены.

Но, возникает вопрос: «Каким же образом автомобиль попал в Германию?» По этому поводу есть несколько версий. Первая: он был ввезен в Европу еще до начала второй мировой. Соединенные Штаты находились в состоянии войны с Германией с декабря 1941 года, после нападения японцев на Перл-Харбор. После того, как немцы национализировали ее отделение Opel, корпорация General Motors прекратила поставки  (конец 30-х). Автомобили могли поставляться в неоккупированные страны. Так Buick попал, например, во Францию. После ее капитуляции он был конфискован в пользу германских военных властей.

Не исключено также, что автомобиль был изначально поставлен в СССР. Во всяком случае, в трилогии Валентина Пикуля «Барбаросса» есть упоминание о том, что еще до войны обкомовское начальство ездило на машинах марки Buick.

Еще одна версия звучит так: автомобиль мог принадлежать руководителю одной из областей до ее захвата немцами. Счет таким потерям никто не вел. А может, немцы отбили Buick у американцев на «втором фронте»? Есть еще несколько версий, но с уверенностью можно констатировать одно – с 1938 по 1945 год Buick и по Европе поколесил, и повидал многое.

Но для нас этот легендарный автомобиль сам стал историей. Любители и почитатели старины отмечают, что старые автомобили содержат в себе много загадок, тайн, есть в них что-то особенное, непостижимое. И обращение с ними должно быть совсем другим. Вот этот Buick. Маленькие окошки с затертыми стеклами в потрескавшихся от солнца и времени резинках-уплотнителях, потускневшая краска в микротрещинах, как на старинных картинах, местами вздувшийся хром со следами ржавчины. Прикасаешься к машине, которая старше тебя на несколько десятилетий, чувствуешь себя неуверенно, так как мысленно переносишься в далекое, но славное прошлое.     

*

*