Возможна ли жизнь без нефти?

Возможна ли жизнь без нефти?

Недавно состоялась презентация гибридного привода Lexus. На ней чаще других звучало слово «экономичный». «Да, именно гибридная технология позволяет нашим автомобилям потреблять меньше топлива» – с гордостью говорил Раф Шуерманс, менеджер по проектированию систем привода европейского отделения Lexus. Но, тут дело не столько в том, что главное здесь экономия, сколько в манере компании представлять свои новейшие технологии, многие из которых не имеют аналогов.
Через широкий проем в салон не просто садишься – заходишь, как в парадное. Легкостью управления новый Lexus похож на японского робота, исполняющего любые указания по мановению джойстика. Одно прикосновение и переднее кресло подвигается вперед, наклоняет спинку и убирает подголовник. В салоне много кожи, стянутой плотными стежками. Для большего комфорта в спинку дивана был встроен массажер, позволяющий совмещать приятную поездку с полезным действием массажа. Лучше, пожалуй, придумать нельзя. И за всю эту роскошь ценителям прекрасного придется отдать четыре с лишним миллиона рублей.
Сегодня Lexus представляет на рынке три гибридные модели: кроссовер RX 400 h, седан GS 450h и флагманскую модель LS 600h L.
Для того, чтобы получить модную приставку «h» к названию модели создателям пришлось многое изменить. Например, во-первых, заднюю ось нагрузили тяжеленным аккумулятором, который съедает значительную часть багажника. Во-вторых, привычную трансмиссию заменили единым блоком из электромотора, планетарного ряда делителя мощности, генератора и двухступенчатого редуктора. И вот результат. Lexus LS 600h L превратился в машину удовольствия.
Экономия нефти происходит, благодаря, системе PCU (Устройство управления мощностью), которое само перераспределяет момент от электромотора и заведует зарядкой батареи. Едешь спокойно и заряд в порядке – бензиновый мотор отключается, выхлоп нулевой. Открываешь дроссель сильнее – и вот моторы работают параллельно.
В модели LS японцы реализовали механическую связь между бензиновым двигателем и задней осью – соответственно, применив карданный вал и муфту Torsen. Это значит, что даже с разряженным аккумулятором машина не теряет полноприводный статус. И это еще одна важная особенность гибридного привода. Этого нет на модели RX, лишенной жесткой связи между ДВС и задними колесами.
Благодаря системе VVT, которая обеспечивает оптимальный момент впуска  в каждом цилиндре для данных конкретных условий работы двигателя, выравнивается мощностная и моментная характеристика ДВС: увеличивается момент на высоких, и, соответственно, мощность на низких оборотах.
То, что отягощенный тяжелым металлогидридным аккумулятором и электромотором, LS 600h L стал мощнее, безусловно. Но, вместе с тем, проворнее ему стать так и не удалось. В результате, чтобы уложиться  хотя бы литров в 18-20, нужно чрезвычайно осторожно обращаться с педалью газа.
Отличную плавность хода, которую практически невозможно достичь с обычным «автоматом», обеспечивают планетарный механизм делителя мощности в паре с двухступенчатым редуктором, распределяющим энергию от электромотора.
На естественный вопрос: «Почему нельзя пересадить всех на гибридные технологии?» ответил топ-менеджер европейского отделения Lexus. В подобного рода установках самое сложное -  воплотить идеи в работоспособную систему. Допустим, взять, хотя бы аккумуляторную батарею для электромотора. Чтобы ее изготовить, нужны специальные условия производства вплоть до полной стерильности помещений. Это, естественно, чрезвычайно сложно – а значит, дорого. Мы, например, работаем над батареями для наших машин не одни, а в содружестве с Panasonic».  
 
Другой пример - ротор генератора. Для того, чтобы обеспечить оптимальную зарядку, он должен крутиться с очень высокой скоростью: примерно 15 000 оборотов в минуту. Без высочайшей точности изготовления агрегат просто не выдержит нагрузку – опять же, сложность изготовления влечет за собой удорожание конструкции».
Так что, поднять цену еще процентов на 10-15 на модель «h» по сравнению с «топовой» версией может. Тем более, что самый мощный, пятилитровый мотор предлагается только в тандеме с электромотором, что уже делает LS 600h L «самым-самым».
Вопрос о том, выгоднее ли для Lexus премиум гибридный премиума традиционного пока остался без ответа.
«Гибридная технология направлена на то, чтобы сделать автомобиль более экологичным, поэтому, к примеру, в заторе действительно целесообразнее выключить двигатель и не тратить бензин. Подзарядка батареи может осуществляться при спокойных режимах», - утверждает Раф Шуерманс. Он также представил диаграмму, из которой видно, что гибридная установка почти на 50% меньше чадит в атмосферу, чем обычный бензиновый мотор. Но, если сравнивать эко-показатели 5.0-литрового агрегата модели LS c конкурентами, преимущество будет не столь внушительным. Допустим, 407-сильная «восьмерка» от BMW на 4.4 л имеет выброс CO2 266 г/км, тогда как LS 600h – 219 г/км.
С учетом того что мотор Lexus на 600 «кубиков» больше (но на 11 л. с. слабее), – результат достойный: преимущество почти в 18%, но дух сенсации как-то испарился. Стоило сразу заметить приписку сбоку таблицы – «Prius class». Значит, актуально только для гольф-класса.  Впрочем, в Lexus и не скрывают: они не рассчитывают заработать очки от Greenpeace, а просто идут в ногу со временем, порой даже опережая его.

 Подобная система, отключаемая мотор в пробках, также есть, например, и на Mercedes (ECO Старт/Стоп), но там – своя напасть. На остановках вся «не важная» электроника (как то кондиционер) просто отключается, или, при наличии соответствующего дополнительного оборудования, тяжелым грузом ложится на штатный аккумулятор.
Гибридный Lexus LS 600L предлагается в двух комплектациях: Premium и Luxury. Их отличие  заключается не только в цене Premium (4 636 500 руб.), и Luxury (4 870 500 руб.), но и в наличие оттоманки, массажера, центрального пульта и складывающегося подголовника переднего кресла в версии Luxury. В набор стандартного оборудования входят 4 зонный климат-контроль, фронтальные, боковые, коленные для водителя и пассажира, а также шторки безопасности для двух рядов сидений.
Но,  г-н Шуерманс отмечает, что они не собираются останавливаться на достигнутом. «Со временем мы переложим на электронику больше функций, электромоторы станут мощнее, аккумуляторы – объемнее. Машины станут чище и экономичнее», - уверяет он. Ну, а пока электромотор не будет являтся заменой двигателю внутреннего сгорания, а будет лишь выгодно его дополнять, жизнь без нефти так и останется только мечтой.

*

*